Как обжаловать решение Пенсионного фонда?

Решение Пенсионного фонда РФ о назначении или об отказе в назначении пенсии можно обжаловать вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган ПФР. Срок подачи жалобы не установлен. Более того, решение ПФР можно в течение трех лет обжаловать в суд.

Общий порядок обжалования

Если вы не согласны с решением Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии или об отказе в ее назначении, то вы можете обжаловать это решение как в досудебном, так и судебном порядке. Если говорить более конкретно, то:

  • при обжаловании в досудебном порядке вы подаете административную жалобу вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган Пенсионного фонда;
  • при обжаловании в судебном порядке в районный суд подается исковое заявление.

Обращаем внимание на то, что срок подачи административной жалобы законодательством не установлен. Но если вы намерены подать жалобу, то не тяните и сделайте это как можно быстрее. Это связано с тем, что все время, пока жалоба находится на рассмотрении, пенсию вам будут выплачивать в соответствии с принятым ПФР решением (которое вы обжалуете) или не будут начислять вовсе (если ПФР принял такое решение).

Что касается судебного обжалования, то общий срок обращения в суд с исковым заявлением составляет три года. Как правило, этот срок исчисляется со дня, когда вы узнали или должны были узнать о содержании решения Пенсионного фонда.

Как составить и подать жалобу

В жалобу на решение Пенсионного фонда включите следующие сведения:

  • наименование территориального органа ПФР и должностного лица, решения которых обжалуются;
  • ваши ФИО, адрес места жительства, а также контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ (за исключением подачи жалобы с использованием сети Интернет);
  • сведения об обжалуемом решении территориального органа ПФР, должностных лиц при назначении пенсии;
  • доводы, на основании которых вы не согласны с обжалуемым решением.
  • К жалобе приложите документы (если они у вас имеются), подтверждающие ваши доводы, либо их копии.

    Вам надо определиться с тем, куда направить жалобу. Это зависит от того, чье решение вы обжалуете. Итак, если вы жалуетесь:

    • на решение руководителя территориального органа ПФР, то направьте жалобу в Пенсионный фонд РФ ;
    • на решение руководителя или должностного лица нижестоящего территориального ПФР, то передайте в вышестоящий территориальный ПФР;
    • на решение должностного лица территориального органа ПФР, то подайте руководителю территориального органа ПФР.

    Жалобу в письменной форме вы можете подать непосредственно в Пенсионный фонд или через МФЦ либо направить ее по почте. Жалобу в электронном виде отправьте через Единый портал госуслуг.

    Имейте в виду, что подать жалобу можно при личном приеме. В этом случае вам придется представить ваш паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность). Если от вашего имени действует представитель, то он должен представить доверенность от вас.

    Срок рассмотрения жалобы в общем случае составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации в том органе, куда вы обратились.

    По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Письменный ответ по результатам рассмотрения жалобы вам направят не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

    В случае вашего несогласия с ответом из ПФР на вашу жалобу, вы можете обратиться с исковым заявлением в районный суд.

    юрист-советник