Как будут возвращать деньги за авиабилеты из-за коронавируса

С 7 июля 2020 года в России действует новый порядок возврата денег за авиабилеты на внутренние и международные рейсы (кроме чартеров), отмененные из-за введения в РФ особого режима в связи с коронавирусом. Теперь авиаперевозчик может официально вместо денег выдавать пассажирам ваучеры в счет будущих поездок. Деньги он тоже может вернуть, но на это у него есть три года.

Общие правила возврата денег

Особый порядок возврата денежных средств установлен при отказе от полета или отмене рейса в связи с коронавирусной инфекцией.

Особый порядок касается авиабилетов на регулярные рейсы, приобретенных до 1 мая 2020 года на следующие даты:

  • начиная с 18 февраля 2020 года — на полеты в Китай и обратно;
  • начиная с 18 марта 2020 года — на полеты в остальные страны и внутри России.

Сказанное выше означает, что для авиабилета, купленного, например, 20 апреля на рейс, который должен был состояться 15 июля, новые правила возврата действуют. А вот если билет на отмененный рейс был приобретен 2 мая, то новые правила уже не действуют, а действуют общие нормы Воздушного кодекса РФ о возврате средств.

В связи с пандемией временно прекращено авиасообщение между РФ и иностранными государствами, за некоторым исключением. Это означает, что отказ пассажира от международной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета международного авиасообщения, считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату в установленном порядке.

В условиях введенных ограничений при отмене перевозчиком рейса или отказе пассажира от поездки ввиду изменения перевозчиком условий договора пассажир имеет право:

  • в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, зачесть оплату по нему в счет оплаты услуг по иному рейсу;
  • по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, вернуть уплаченную сумму.

Приведенные выше правила имеют исключения. Они не применяются в отношении чартерных рейсов и договоров воздушной перевозки, заключенных после 01 мая 2020, то есть в отношении авиабилетов, купленных после указанной даты.

Для возврата денежных средств по общему правилу пассажир должен подать заявление по истечении трех лет с даты отмененного перелета. При этом отдельные категории граждан имеют право вернуть деньги раньше. К ним относятся в том числе многодетные семьи, инвалиды I или II группы и ребенок-инвалид.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество пассажира (или лица, оплатившего перевозку), реквизиты документа, удостоверяющего личность, реквизиты документов, подтверждающих особый статус лица, дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ возврата денежных средств (в частности, на банковскую карту, наличными денежными средствами), реквизиты банковской карты (при наличии), дата подачи заявления.

Обращаем внимание на то, что у пассажира нет обязанности уведомлять авиакомпанию об отказе от полета. В связи с этим независимо от того, уведомил ли пассажир авиакомпанию об отказе от полета или нет, он имеет право на зачет ранее уплаченной суммы в счет оплаты будущих услуг по воздушной перевозке или возврат провозной платы (в определенные сроки) по договорам, заключенным и подлежащим исполнению в установленный период.

Варианты возврата денег

Выше мы упоминали о том, что у авиакомпаний есть два варианта выхода из сложившейся ситуации. Это – оформление ваучера на другой авиаперелет либо возврат пассажиру денег, но только через три года. Рассмотрим эти варианты подробнее.

Вариант 1. Оформление ваучера. Авиакомпания в течение 3 лет с даты отмененного рейса обязана зачесть деньги, уплаченные за первоначальный билет, в счет оплаты другого билета. Маршрут перелета при этом может быть любым. Уплаченную сумму пассажир может использовать либо полностью, либо по частям, либо с доплатой, если новый билет стоит дороже.

Для зачета денег и получения ваучера (сертификата) пассажир должен передать авиакомпании соответствующее уведомление. Сделать это можно в любой момент в пределах 3-летнего срока) любым из перечисленных ниже способов:

  • лично обратиться в один из офисов авиакомпании, продающих билеты;
  • направить бумажное уведомление по почте, указав в нем ФИО, дату и место рождения, реквизиты паспорта, номер бронирования и/или номер билета, способ обратной связи, дату направления уведомления;
  • заполнить специальную форму на сайте авиаперевозчика.

Спустя 20 календарных дней после получения уведомления авиакомпания либо вышлет пассажиру оформленный ваучер (сертификат), либо пришлет мотивированный отказ (к примеру, если авиабилет был куплен после 1 мая).

Вариант 2. Возврат пассажиру денег за билет. Если пассажир не станет оформлять ваучер либо оформит, но не воспользуется им, то авиакомпания обязана будет вернуть ему уплаченные деньги, но, по общему правилу, лишь по прошествии 3 лет с даты отмененного рейса.

Обратите внимание на то, что сумма, подлежащая возврату, должна быть с процентами.

Заявление на возврат денег пассажир может подать только через 3 года после даты покупки билета. Заявление можно подать либо заполнив форму на сайте, либо направив ее по почте, либо посетив офис продаж. Возврат авиакомпания должна сделать в течение 10 календарных дней на ту же карту, с которой был оплачен авиабилет. В случае, если банковской карты уже нет или она не действует, то пассажиру придется обращаться лично в пункты, специально указанные авиаперевозчиком.

ВАЖНО! В инициативном порядке, без заявления на возврат, авиаперевозчик возвращать деньги пассажиру не будет.