Закон о гаражной амнистии 2020 года

Тема гаражной амнистии уже на протяжении нескольких последних лет обсуждается в среде автолюбителей, владельцев гаражей и граждан, состоящих в гаражных кооперативах. Периодически появляются слухи о том, что российские власти каким-то образом планируют решать гаражную проблему чуть ли не на государственном уровне. Как выяснилось, эти слухи – не беспочвенны.

Вопросы строительства гаражей, оформления прав собственности на них являются традиционно актуальными для граждан. Вместе с тем, давно существуют проблемы, связанные с оформлением прав на гаражи и деятельностью гаражных объединений. В основе проблем — отсутствие комплексного правового регулирования вопросов участия гаражей в гражданском обороте, правового положения гаражно-строительных кооперативов, а также прав и обязанностей их членов.

На начало 2020 года известно о двух законопроектах, непосредственно затрагивающих гаражную тему.

Первый законопроект внесен депутатом П.В.Крашенинниковым в Госдуму еще в конце 2019 года. Проект закона называется «О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях».

Второй проект закона называется «О гаражах, о порядке приобретения прав на них и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он подготовлен Министерством экономического развития. Но по состоянию на март 2020 года в Госдуму еще не внесен.

Проект закона от Госдумы

Данный законопроект предлагает комплексное решение давно существующих в стране проблем, связанных прежде всего с оформлением прав на гаражи и с деятельностью гаражных объединений.

В законе отмечается, что зачастую владельцы не могут зарегистрировать свое право собственности на уже возведенный гараж, иной объект, предназначенный для стоянки и хранения транспортных средств.

Ключевых новелл в законе – две.

Во-первых, он формирует общий подход к определению объекта, предназначенного для стоянки и хранения транспортных средств, государственной регистрации прав на него. В связи с этим законопроект вводит следующие понятия:

  • гаражный комплекс (здание или сооружение (в том числе подземное), конструктивно и технически предназначенное для обеспечения стоянки и хранения транспортных средств, имеющее помещения общего пользования);
  • гараж (имеющее полное или неполное ограждение помещение, находящееся на земельном участке либо в здании (сооружении), предназначенное для обеспечения стоянки и хранения одного или нескольких транспортных средств);
  • машино-место (индивидуально-определенная площадка, предназначенная для хранения транспортного средства, конструктивно расположенная в помещении, здании (в пределах эксплуатируемой кровли здания) или сооружении либо на земельном участке).

Законопроект закрепляет положения о доле каждого собственника гаража или машино-места в праве собственности на общее имущество, определяет перечень общего имущества собственников гаражей и основы его использования.

Во-вторых, законопроект предлагает закрепить следующие формы объединений собственников гаражей или машино-мест:

  • гаражный кооператив, который является видом потребительского кооператива и
  • гаражное товарищество, являющееся видом товарищества собственников недвижимости.

Законопроект определяет порядок создания гаражного кооператива и гаражного товарищества, их реорганизацию и ликвидацию. Законопроект предусматривает структуру органов управления указанных объединений, порядок их избрания и компетенцию, ответственность за принятие решений. В законопроекте подробно раскрывается процедура принятия органами управления решений, права и обязанности членов данных объединений. Законопроект на содержит прямого упоминания гаражной амнистии.

Законопроект от Минэкономразвития

Основными целями проекта закона является комплексное и системное регулирование вопросов правового положения и деятельности гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также оформления прав на объекты гаражного назначения.

Будущий закон направлен на наведение порядка в гаражной сфере и легализацию гаражей в стране. Дело в том, что в настоящее время на законодательном уровне гаражные отношения практически никак не регулируются. Более того (как бы это не выглядело странным), сам термин «гараж» российским законодательством не определен. Хотя само определение указанного термина можно найти в Стандарте, который называется «Свод правил. Стоянки автомобилей», утвержденном Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр. В соответствии с указанным документом «гараж – это здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением».

Что же предлагает проект закона? Давайте попробуем в этом разобраться чуть подробнее.

Будущий закон предлагает, во-первых, навести терминологический порядок. В частности, на законодательном уровне предполагается ввести такие понятия, как «индивидуальный гараж», «коллективный гараж», «некапитальный гараж», «территория гаражного назначения». Для обозначения таких понятий, как «гаражный кооператив», «гаражный потребительский кооператив» и «гаражно-строительный кооператив» предполагается ввести единый термин «гаражный кооператив». Навскидку данное предложение представляется вполне разумным, так как направлено на исключение существующей терминологической путаницы.

Во-вторых, законопроект разрешит инвалидам в упрощенном порядке получать участок земли для строительства некапитального гаража. Для этого документ вводит понятие «некапитальный гараж», для обозначения гаражного строения, которое инвалиды смогут использовать для размещения своих автомобилей вблизи их места житель¬ства. Это – полезное предложение, но к гаражной амнистии оно отношения не имеет.

В-третьих, законопроект запрещает использование индивидуальных гаражей, некапитальных гаражей и машино-мест для осуществления в них предпринимательской деятельности. Это означает, что в случае принятия закона (содержащего элементы амнистии) указанные гаражи и машино-места можно будет использовать только для размещения транспортных средств, а также для личных и бытовых нужд.

В-четвертых, гаражи, как капитальные строения, нужно будет регистрировать в Росреестре, получать на них право собственности и платить налог на имущество. Хочется надеяться, что после принятия закона будет установлен порядок такой регистрации.

В-пятых, будущий закон никак не затрагивает гаражи, построенные рядом с индивидуальными и садовыми домами, подземные гаражи и гаражи, которые находятся внутри многоквартирных домов и коммерческих объектов, например, торговых и офисных центров. В связи с этим можно сказать, что гаражная амнистия владельцев таких гаражей никак не затронет.

Анализ законопроекта свидетельствует о том, что в целом он направлен не только на узаконение терминов и понятий, регламентацию правил, но и на вывод из тени, тех, владельцев гаражей, которые владеют и пользуются ими не совсем по закону.

В заключение еще раз отметим, что данный законопроект, возможно, будет внесен в Госдуму в 2020 году. Хочется верить, что после получения в 2020 году статуса закона документ принесет, если и не полноценную амнистию, то хотя бы какую-то реальную пользу гаражным владельцам.

Что ожидается после принятия законов о гаражах

Наличие двух очень похожих законопроектов о гаражах, с одной стороны, выглядит довольно странным, а, с другой стороны, свидетельствует о том, что тема гаражей в целом является наболевшей и довольно актуальной. Все это позволяет надеяться на то, что попытки решить сегодняшние проблемы будут успешными.

Принятие законопроекта от Госдумы позволит снизить правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников, что положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.

Законопроект от Минэкономразвития предусматривает для некоторых гаражных ситуаций определенные элементы амнистии. Речь идет об упрощенной схеме легализации гаражей при предоставлении необходимых документов и справок для тех, кто построил гараж или использовал гараж в ко¬оперативе до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, то есть до 30 декабря 2004 года. В качестве примера одного из будущих элементов амнистии можно назвать возможность оформления земли под гаражи в аренду сроком на 5 лет без проведения торгов. Как все это будет работать, пока можно только гадать.

А что говорят гаражные законопроекты об амнистии для граждан, имеющих гаражи? Скорее всего, серьезных ожиданий будущие законы не оправдают, так как в широком смысле амнистии для владельцев гаражей они не предусматривают. В них нет упоминания о каких-то особых привилегиях, льготах для владельцев гаражей, об упрощенном порядке оформления земли под гаражами, построенными без соблюдения всех необходимых законодательных требований. То есть, можно предположить, что для тех, кто построил гаражи с нарушением законов, амнистии не будет.

С большой долей вероятности можно предположить, что в итоге в качестве закона будет принят один из предлагаемых законов. Какой? Это покажет ближайшее будущее.