Тема гаражной амнистии уже на протяжении нескольких последних лет обсуждается в среде автолюбителей, владельцев гаражей и граждан, состоящих в гаражных кооперативах. Периодически появляются слухи о том, что российские власти каким-то образом планируют решать гаражную проблему чуть ли не на государственном уровне. Как выяснилось, эти слухи – не беспочвенны.
ВНИМАНИЕ: в сентябре 2021 года вступил в действие закон о гаражной амнистии, устанавливающий правила создания гаражей, оформления прав на них и земельные участки под ними, а также правила легализации существующих гаражей.
Более подробную информацию вы сможете найти в наших статьях:
Вопросы строительства гаражей, оформления прав собственности на них являются традиционно актуальными для граждан. Вместе с тем, давно существуют проблемы, связанные с оформлением прав на гаражи и деятельностью гаражных объединений. В основе проблем — отсутствие комплексного правового регулирования вопросов участия гаражей в гражданском обороте, правового положения гаражно-строительных кооперативов, а также прав и обязанностей их членов.
Некоторое время назад стало известно о двух законопроектах, непосредственно затрагивающих гаражную тему:
- Первый законопроект внесен депутатом П.В.Крашенинниковым в Госдуму еще в конце 2019 года. Проект закона называется «О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях».
- Второй проект закона называется «О гаражах, о порядке приобретения прав на них и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он подготовлен Министерством экономического развития. Но по состоянию на февраль 2021 года в Госдуму еще не внесен.
Проект закона о гаражах от Госдумы
Данный законопроект предлагает комплексное решение давно существующих в стране проблем, связанных прежде всего с оформлением прав на гаражи и с деятельностью гаражных объединений.
В гаражном законе отмечается, что зачастую владельцы не могут зарегистрировать свое право собственности на уже возведенный гараж, иной объект, предназначенный для стоянки и хранения транспортных средств.
Ключевых новелл в законе – две:
В связи с этим законопроект вводит следующие понятия:
- гаражный комплекс (здание или сооружение (в том числе подземное), конструктивно и технически предназначенное для обеспечения стоянки и хранения транспортных средств, имеющее помещения общего пользования);
- гараж (имеющее полное или неполное ограждение помещение, находящееся на земельном участке либо в здании (сооружении), предназначенное для обеспечения стоянки и хранения одного или нескольких транспортных средств);
- машино-место (индивидуально-определенная площадка, предназначенная для хранения транспортного средства, конструктивно расположенная в помещении, здании (в пределах эксплуатируемой кровли здания) или сооружении либо на земельном участке).
Законопроект закрепляет положения о доле каждого собственника гаража или машино-места в праве собственности на общее имущество, определяет перечень общего имущества собственников гаражей и основы его использования.
- гаражный кооператив, который является видом потребительского кооператива
- гаражное товарищество, являющееся видом товарищества собственников недвижимости.
Законопроект определяет порядок создания гаражного кооператива и гаражного товарищества, их реорганизацию и ликвидацию. Законопроект предусматривает структуру органов управления указанных объединений, порядок их избрания и компетенцию, ответственность за принятие решений. В законопроекте подробно раскрывается процедура принятия органами управления решений, права и обязанности членов данных объединений. Законопроект на содержит прямого упоминания гаражной амнистии.
Законопроект от Минэкономразвития
Основными целями проекта закона является комплексное и системное регулирование вопросов правового положения и деятельности гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также оформления прав на объекты гаражного назначения.
Будущий закон направлен на наведение порядка в гаражной сфере и легализацию гаражей в стране. Дело в том, что в настоящее время на законодательном уровне гаражные отношения практически никак не регулируются. Более того (каким бы это не выглядело странным), сам термин «гараж» российским законодательством не определен. Хотя само определение указанного термина можно найти в Стандарте, который называется «Свод правил. Стоянки автомобилей», утвержденном Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр. В соответствии с указанным документом «гараж – это здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением».
Что же предлагает проект закона? Давайте попробуем в этом разобраться чуть подробнее.
Анализ законопроекта свидетельствует о том, что в целом он направлен не только на узаконение терминов и понятий, регламентацию правил, но и на вывод из тени, тех, владельцев гаражей, которые владеют и пользуются ими не совсем по закону.
В заключение еще раз отметим, что данный законопроект, возможно, будет внесен в Госдуму в 2021 году. Хочется верить, что после получения статуса закона документ принесет, если и не полноценную амнистию, то хотя бы какую-то реальную пользу гаражным владельцам.
Что ожидается после принятия законов о гаражах
Наличие двух очень похожих законопроектов о гаражах, с одной стороны, выглядит довольно странным, а, с другой стороны, свидетельствует о том, что тема гаражей в целом является наболевшей и довольно актуальной. Все это позволяет надеяться на то, что попытки решить сегодняшние проблемы будут успешными.
Принятие законопроекта от Госдумы позволит снизить правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников, что положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.
Законопроект от Минэкономразвития предусматривает для некоторых гаражных ситуаций определенные элементы амнистии. Речь идет об упрощенной схеме легализации гаражей при предоставлении необходимых документов и справок для тех, кто построил гараж или использовал гараж в ко¬оперативе до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, то есть до 30 декабря 2004 года. В качестве примера одного из будущих элементов амнистии можно назвать возможность оформления земли под гаражи в аренду сроком на 5 лет без проведения торгов. Как все это будет работать, пока можно только гадать.
А что говорят гаражные законопроекты об амнистии для граждан, имеющих гаражи? Скорее всего, серьезных ожиданий будущие законы не оправдают, так как в широком смысле амнистии для владельцев гаражей они не предусматривают. В них нет упоминания о каких-то особых привилегиях, льготах для владельцев гаражей, об упрощенном порядке оформления земли под гаражами, построенными без соблюдения всех необходимых законодательных требований. То есть, можно предположить, что для тех, кто построил гаражи с нарушением законов, амнистии не будет.
С большой долей вероятности можно предположить, что в итоге в качестве закона будет принят один из предлагаемых законов. Какой? Это покажет ближайшее будущее.