Как поменять водительское удостоверение

Чаще всего автолюбители сталкиваются с необходимостью замены водительского удостоверения при истечении срока его действия. Но возможны и другие ситуации, когда его надо поменять (например, при смене фамилии, утере). Давайте попробуем в этом разобраться и описать порядок замены водительского удостоверения, действующий в 2024 году.

Когда надо менять водительское удостоверение

Автолюбителю необходимо получить новое удостоверение взамен ранее выданного в следующих случаях:

  • при истечении срока его действия;
  • при изменении персональных данных, указанных в правах (например, фамилии);
  • если удостоверение водителя пришло в негодность вследствие износа, повреждения или других причин;
  • в случае потери или хищении;
  • при изменениях в состоянии здоровья автолюбителя. То есть таких изменениях, при которых информация о них должна быть отражена в водительском удостоверении.

Как получить водительские права

Полезно знать, что при всех перечисленных выше случаях замена документа производится без сдачи экзаменов.

А теперь давайте разберемся подробнее в том, как поменять водительские права.

Правила и порядок замены водительского удостоверения по истечении срока 

Напомним, что российское водительское удостоверение выдается сроком на 10 лет. По истечении этого срока его нужно заменить.

Процедура замены удостоверения не является сложной и долгой. Для прохождения этой процедуры вам надо подготовить необходимые документы и выполнить несколько действий.

Полезная информация. Действие российских водительских удостоверений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 01.01.2022 по 31.12.2025, продлено на три года. Продление срока действия не требует внесения дополнительных изменений в указанные документы. Данная норма содержится в п.5 Приложения N 14 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 N353.

Какие нужны документы для замены удостоверения в 2024 году

Чтобы поменять водительский документ в связи с истечением срока его действия подготовьте следующие документы:

  •  заявление;
  •  паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  •  медицинскую водительскую справку (медицинское заключение);
  •  прежнее водительское удостоверение (при его наличии);
  • квитанцию об оплате госпошлины (2000 рублей для получения ламинированного удостоверения, 3000 – за удостоверение нового образца). Квитанцию вы можете представить по желанию.

Перечисленные документы представьте в ГИБДД. Данный перечень является исчерпывающим. С вас не могут требовать какие-либо еще документы.

Порядок действий для замены удостоверения 

Порядок замены водительского удостоверения включает несколько шагов, описание которых приведено ниже.

Шаг 1. Первое, что надо сделать для замены удостоверения, это Надо заблаговременно пройти медицинскую комиссию. И получить на руки медицинскую водительскую справку. Медицинская справка действует один год, поэтому её рекомендуется получить заранее. Чтобы не получилось так, что срок действия старых прав уже истек, а медсправки для замены на руках еще нет.

Более подробно о прохождении медосмотра и получении водительской медицинской справки в статьях на нашем сайте.

Шаг 2. Следующий шаг, который желательно сделать до прибытия в отделение ГИБДД, – это проверить отсутствие неоплаченных штрафов. Сделать такую проверку вы можете на официальном сайте ГИБДД. При наличии штрафов оплатите их перед тем как идти в отделение Госавтоинспекции. Есть много разных способов проверки наличия штрафов и их оплаты.

Шаг 3.На данном шаге надо подать заявление и документы в любое подразделение ГИБДД. Именно подразделение, осуществляющее прием экзаменов и выдачу водительских удостоверений. Кроме того, надо оплатить госпошлину.
Вы можете предварительно записаться на прием. Это можно сделать, например, через Единый портал госуслуг или мобильное приложение «Госуслуги Авто». В Москве возможна запись в ГИБДД через Систему интерактивного взаимодействия с гражданами и организациями «Автокод».

Кроме того, вы можете подать заявление о выдаче нового водительского удостоверения в электронной форме. Воспользуйтесь для этого возможностями Единого портала госуслуг. А оригиналы иных документов впоследствии вы представите в подразделение ГИБДД.

Удобным способом подачи документов, уплаты госпошлины, а также получение поступившего из ГИБДД нового водительского удостоверения является обращение в МФЦ.

Несколько слов об оплате госпошлины. Величина госпошлины составляет 2000 рублей за ламинированное удостоверение либо 3000 рублей – за документ нового образца. Оплату можно произвести прямо в отделении ГИБДД через терминал либо в МФЦ. Это – наиболее простой способ, так как не требует выяснения реквизитов на оплату и посещения банка. Однако при оплате через портал госуслуг размер госпошлины рассчитывается с коэффициентом 0.7.

Шаг 4. Получите новое удостоверение. Срок его выдачи не должен превышать:

  • при обращении в подразделение ГИБДД – одного часа;
  • при обращении через МФЦ — 15 рабочих дней.

Новое водительское удостоверение, выданное на замену, будет содержать все отметки и записи, имеющиеся в предыдущем. Все эти записи перенесут в новый документ.

При этом новое удостоверение может содержать и новые отметки, которых не было в предыдущем. Это может быть в случае выявления у водителя медицинских ограничений по результатам прохождения медицинской комиссии. Информация об этих ограничениях отражается в медицинской справке для водительских прав.

А как быть, если при замене водительского удостоверения вы решите открыть дополнительные категории? Тогда вам придется пройти обучение в автошколе и сдать экзамены (если новые категории этого требуют).

Еще раз отметим, что для замены водительских прав можно обратиться в ближайший многофункциональный центр (МФЦ). Он произведет все необходимые действия по оформлению и выдаче прав.

Более подробно с порядком замены прав через МФЦ можно ознакомиться здесь.

Кроме того, процесс замены прав вы можете запустить через Портал государственных услуг того субъекта РФ, в котором вы в данный момент находитесь.

Как поменять водительские права в связи со сменой фамилии

Наиболее частой является замена прав в связи со сменой фамилии. Однако правила и порядок замены водительских удостоверений в связи с любым изменением персональных данных являются едиными.

По закону «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к физическому лицу. Если данную норму рассматривать применительно водительскому удостоверению, то к персональным данным можно отнести:

  • фамилию, имя и отчество водителя;
  • дату его рождения;
  • место рождения и место жительства.

Поэтому если меняется что-то из вышеперечисленного, то необходима замена этого документа.

Порядок замены водительского документа в связи со сменой персональных данных мало чем отличается от порядка замены в связи с истечением срока действия.

Вам надо дополнительно предоставить документ, поясняющий и подтверждающий факт изменения персональных данных. Это может быть свидетельство о регистрации брака или свидетельство о перемене имени. При этом вам не надо предоставлять медицинскую водительскую справку.

Имейте в виду, что ранее установленный срок действия водительского удостоверения не меняется. То есть новые водительские права вам будут выданы на тот же срок. То есть на срок, на который были выданы предыдущие права.

И не забудьте перед началом замены водительских прав проверить наличие неоплаченных штрафов. А также оплатите госпошлину в размере 2000 или 3000 (для документа нового образца) рублей.

Как восстановить удостоверение водителя при утере 

Данная ситуация представляется крайне неприятной. Но что делать? Восстанавливать водительские права придется.

Обращаем внимание на следующее. Закон не обязывает в случае кражи или утраты водительского удостоверения немедленно информировать полицию. Однако рекомендуется так поступить. Это позволит обезопасить себя в будущем от неправомерного использования похищенного или утерянного водительского удостоверения.

При обращении в полицию в связи с утратой или кражей удостоверения имейте в виду следующее. В отделении, куда вы обратитесь, вам надо будет написать заявление об утрате (хищении) водительских прав. А также, возможно, придется дать пояснения ответственному сотруднику.

В 2024 году порядок замены водительского удостоверения (выдачи нового) в связи с утратой не изменился. Он практически не отличается от порядка замены в связи с истечением срока действия.

Для восстановления водительских прав вы должны представить следующие документы:

  • заявление о выдаче водительского удостоверения взамен утраченного;
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • квитанцию об оплате госпошлины (2000 рублей для получения ламинированного удостоверения, 3000 рублей – за удостоверение нового образца). Квитанция предоставляется по желанию.
  • Вполне возможна ситуация, когда водитель, получивший восстановленное водительское удостоверение, обнаружит свои потерянные права. В этом случае найденный документ должен быть сдан водителем в ГИБДД.

    Более подробную информацию о восстановлении водительских прав при утере вы можете найти здесь.

    юрист-советник