Когда администрация не отвечает за сохранность вещей

Кафе, рестораны и некоторые другие организации имеют право устанавливать на своей территории правила, запрещающие посетителям находиться в верхней одежде. Как быть в ситуации, когда вещи посетителей (в том числе, верхняя одежда) пропали или оказались испорченными. Несет ли администрация ответственность за сохранность вещей?

Кто несет ответственность

Исходя из общих правил гражданского законодательства организация, не имеющая гардероба, но имеющая места, специально отведенные для хранения вещей посетителей, обязана принять все меры для обеспечения сохранности вещей. Эти вещи не сдаются на хранение (как в гардеробе), но обязанность за их сохранность лежит на организации.

Сам факт наличия в организации мест, предназначенных для хранения верхней одежды, головных уборов, зонтов и других вещей, принадлежащих посетителям, является офертой. Если говорить более простым языком, то устанавливая вешалки для одежды и т.п., организация предлагает посетителям услугу безвозмездного хранения их вещей на время их нахождения в кафе, ресторане. Посетители же, оставляя свои вещи в отведенном для этого месте (например, верхнюю одежду на вешалке), принимают предложенную услугу.

Как только посетитель разместил свои вещи в оборудованных организацией (рестораном, кафе) местах, организация (её администрация) с этого момента несет ответственность за утрату или повреждение вещей посетителя, оставленных в отведенном для этого месте.

Если посетитель покинул заведение, а свои вещи из отведенного для хранения места не забрал, то за сохранность вещей администрация ответственности не несет, но она будет нести ответственность за потерю или повреждение его вещей только в случае, если со стороны организации будет умысел или грубая неосторожность.

Как возмещаются убытки

Убытки, связанные с потерей или повреждением вещи посетителя, могут быть возмещены. Скажем сразу, что перечень вещей, в отношении которых возможно возмещение убытков, является ограниченным.

Если посетитель оставит в месте, отведенном для хранения одежды, головных уборов, иных аналогичных вещей, свою сумку или портфель, то организация (администрация) не будет нести ответственность за пропажу или повреждение таких вещей. Более того, администрация организации не будет нести ответственность за пропажу ценных вещей посетителя, оставленных в кармане, например, пальто, если это пальто оставлено на вешалке в ресторане или кафе.

Теперь – более подробно о возмещении убытков. При безвозмездном хранении вещей убытки, причиненные посетителю, возмещаются организацией в следующих случаях:

  • в случае утраты или недостачи вещей. В этом случае возмещается размер стоимости утраченных или недостающих вещей;
  • в случае повреждения вещей. В этом случае возмещается стоимость в размере суммы, на которую снизилась стоимость вещей.

 

Если вещь в результате повреждения не может быть использована по своему назначению (настолько сильно изменилось ее качество), то посетитель вправе от нее отказаться и потребовать от администрации организации возмещения стоимости этой вещи, а также других убытков.

Сказанное выше означает, что в случае, если вещь (верхняя одежда, головной убор, иная аналогичная вещь), оставленная посетителем в специально отведенном для размещения вещей месте, пропадет во время получения посетителем услуги от организации, то организация (администрация), неся ответственность за сохранность вещей, обязана возместить посетителю полную рыночную стоимость пропавшей вещи.

Если же вещь не пропадет, но будет испорчена (например, на верхней одежде появится надрыв или пятно), то организация должна будет возместить посетителю разницу между рыночной стоимостью вещи до ее повреждения и рыночной стоимостью вещи после повреждения.

Если же вещь не пропадет, но будет испорчена настолько, что потеряет свои потребительские свойства, то посетитель вправе отказаться забирать поврежденную вещь и может потребовать от организации выплатить ему рыночную стоимость такой вещи.