Новые правила регистрации недвижимости в 2017 году

C 1 января 2017 года в России изменился порядок оформления документов на недвижимость, т.е. вводятся новые правила регистрации недвижимости. Данный порядок вводится новым законом о регистрации недвижимости (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В частности:

  1.  объединены в единую процедуру регистрация прав на недвижимость и постановка на кадастровый учет. Подробнее >>>

  2.  срок регистрации недвижимости уменьшился до семи рабочих дней, а срок постановки на кадастровый учет уменьшился до пяти рабочих дней. Подробнее >>>

  3. свидетельство о государственной регистрации права собственности с 01 января 2017 года больше не выдается. Подробнее >>>

Новое в регистрации права собственности на недвижимость с 2017 года

Регистрация прав на недвижимость и постановка на кадастровый учет объединены в единую процедуру. Т.е. кадастровый учет недвижимости и проведение госрегистрации прав на неё теперь находится исключительно в ведении Росреестра и его территориальных органов. До 2017 года госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ней осуществлял Росреестр, а кадастровый учет проводила подведомственная ему Кадастровая палата.

В Росреестре сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), который объединяет сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав (ЕГРП). В частности ЕГРН объединяет:

  • реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости); 
  • реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
  • реестр границ (до 2017 года сведения о границах содержались в кадастре недвижимости).

 

Таким образом, с 2017 года для регистрации права собственности на недвижимость необходимо подавать документы в территориальный орган Росреестра.

Как это новое улучшит ситуацию? До 2017 года граждане сначала шли в кадастровую палату для постановки, например, земельного участка или другого объекта недвижимости на кадастровый учет, а потом шли в Росреестр. Теперь граждане будут сразу идти в Росреестр.

Сроки регистрации права собственности сокращены

Согласно новому Закону о регистрации недвижимости сокращены общие сроки учета объекта недвижимости в кадастре и сроки государственной регистрации прав.

При подаче документов в Росреестр сроки составят:

  •  5 рабочих дней — для постановки недвижимости на кадастровый учет;
  •  10 рабочих дней — в случае одновременного проведения кадастрового учета и госрегистрации;
  •  7 рабочих дней — для регистрации прав.

 

До 2017 года эти сроки были не несколько дней больше.

Однако если документы подавать через МФЦ, то указанные выше сроки будут больше на два рабочих дня.
Таким образом, регистрация права собственности на квартиру должна быть проведена в течение семи рабочих дней (или девяти рабочих дней в случае подачи документов через МФЦ).

Новым Законом оставлен без изменения срок для госрегистрации ипотеки только жилых помещений при подаче документов в Росреестр. Этот срок составляет 5 рабочих дней.
Для регистрации ипотеки других объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений или машино-мест) предусмотрен общий срок 7 рабочих дней при условии представления документов в Росреестр.

Свидетельство о государственной регистрации права собственности упразднено

Факт государственной регистрации права собственности с 2017 года удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Т.е. фактически свидетельство о регистрации права собственности упразднено. ЕГРН объединил Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и государственный кадастр недвижимости. Такая объединенная база данных по идее должна устранить дублирование сведений, и кроме того, должна существенно уменьшить вероятность ошибок при внесении сведений и оформлении документов.

Теперь ответственность за технические ошибки при регистрации прав и кадастрового учета недвижимости несут допустившие их регистраторы. Согласно новому Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром и кадастровым регистратором.

Так, Росреестр несет ответственность за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, достоверность и полноту сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав.

Кадастровый регистратор отвечает за ошибки, содержащиеся в сведениях, переданных им в ЕГРН, за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав.

недвижимость в 2017 году