Можно ли и как вернуть товар в магазин

Вопросы, связанные с возвратом товаров, решаются по-разному в зависимости от того, какими эти товары являются – качественными или некачественными, продовольственными или непродовольственными. О том, какие права есть у потребителя на возврат товаров разных видов, как вернуть купленный товар в магазин, вы узнаете из статьи.

Ваши права, как потребителя, на возврат товара

У вас, как у потребителя, имеется большое количество прав, в том числе право на возврат купленных товаров и получение уплаченных за него денег.

Однако важно знать, что имеются определенные ограничения, связанные с возвратом товаров, о которых полезно знать.

Любые товары ненадлежащего качества (как продовольственные, так и непродовольственные) можно (реализуя право потребителя на возврат товара) вернуть или обменять при условии, что не истек срок предъявления требования по недостаткам товара. Вы также вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Однако из этого правила есть исключение: некоторые товары возврату и обмену не подлежат. Также нельзя вернуть продовольственные товары надлежащего качества

В нижеприведенной таблице дал перечень особенностей возврата товаров различных видов (непродовольственных, продовольственных) и качества (надлежащего качества и ненадлежащего качества).

ТоварКачествоОсобенности возврата
НепродовольственныйКачественный простой товарВозврат товара возможен, если:

  • у продавца отсутствует аналогичный товар для замены;
  • он не был в употреблении.
Некачественный простой товарВозврат возможен в течение гарантийного срока или срока годности, а если он не установлен, то в пределах двух лет со дня покупки товара.

При необходимости проводится экспертиза качества товара

Некачественный технически сложный товарВозврат возможен в течение 15 дней со дня покупки товара.

Однако можно вернуть и после 15 дней, но при определенных ограничениях

ПродовольственныйКачественный товарТовар возврату не подлежит
Некачественный товарВозврат возможен в течение срока годности

Таким образом, вы, являясь потребителем, имеете также право на возврат товара.

Как вернуть некачественный товар (в магазин, продавцу)

Покупка товара с недостатками (некачественного товара) является неприятным фактом. Первым, что возникает в такой ситуации, является желание вернуть такой товар обратно в магазин (продавцу). Ниже рассмотрены особенности возврата некачественных непродовольственных и некачественных продовольственных товаров.

Возврат непродовольственных товаров

Если вам продали некачественный товар, то вы можете его вернуть в магазин (продавцу, изготовителю, импортеру) и потребовать возврата денег, уплаченных за товар. В этом случае вы должны будете вернуть товар с недостатками (некачественный товар) продавцу (в магазин), если он этого потребует. Возврат товара производится за счет продавца.

Теперь поговорим о сроках возврата товара (если вы решили воспользоваться своим правом потребителя на возврат товара).

По общему правилу вы можете вернуть некачественный товар в течение гарантийного срока или срока его годности. При отсутствии этого срока (если он не установлен) вы можете сделать возврат в течение двух лет со дня покупки товара (передачи вам товара).

Есть особенности, связанные с возвратом некачественного технически сложного товара (автомобиль, мотоцикл, компьютер, смартфон). У вас есть 15 дней, чтобы вернуть некачественный товар, со дня передачи вам товара. Если срок соблюден, то продавец обязан вернуть вам деньги. После указанного срока вы сможете вернуть товар и получить свои деньги лишь в случаях, когда:

  • в товаре обнаружены существенные недостатки;
  • продавец нарушены установленные сроки устранения недостатков товара;
  • вы не можете использовать некачественный товар более 30 дней (в совокупности) в течение любого года гарантийного срока.

 

Ключевым моментом при возврате некачественного товара является получение уплаченных за товар денег с продавца (это – основное право потребителя, связанное с возвратом товара). Начать надо с подачи продавцу претензии, в которой формулируется требование о возврате продавцом уплаченной за товар суммы.

На следующем шаге вам надо вернуть некачественный товар продавцу (в магазин, изготовителю), если он этого потребует.

Продавец (магазин) не может отказаться от принятия у вас некачественного товара. При необходимости за счет продавца может быть проведена экспертиза товара.

Здесь есть один нюанс, о котором полезно знать. Если результаты экспертизы покажут, что товар стал некачественным не по вине продавца (магазина), то вам придется возместить продавцу (магазину) расходы на экспертизу, а также расходы, связанные с хранением товара и его транспортировкой.

Если продавец согласен вернуть деньги за возвращенный некачественный товар, то он должен это сделать в течение 10 дней с момента получения вашей претензии. И при этом продавец обязан вернуть всю сумму, уплаченную вами за товар при покупке.

При отказе продавца от возврата денег вы можете обратиться с иском в суд.

Более подробную информацию о том, как вернуть товар продавцу (в магазин), если этот товар оказался некачественным, вы можете найти здесь.

Возврат некачественного продовольственного товара

Особенность продовольственных товаров состоит в том, что на них в обязательном порядке производители устанавливают сроки годности, то есть период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Законом о защите прав потребителей установлен запрет на продажу товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который срок годности должен быть установлен, но не установлен.

Несмотря на то, что продажа некачественных продуктов питания является самым частым нарушением продавцов, количество жалоб и обращений граждан в компетентные органы и суды относительно невелико. Это связано с тем, что размер ущерба является сравнительно небольшим. Возможно, этим объясняется то, что не очень легко найти информацию о правилах и особенностях возврата некачественных продовольственных товаров.

Наиболее распространенным нарушениям является продажа товаров с просроченным сроком годности. Если вы случайно купили такой товар, то у вас, как потребителя, есть право на возврат такого товара. Вы можете смело возвращать его обратно продавцу и требовать вернуть вам деньги.

При этом важно знать, что даже если у вас не сохранился кассовый или товарный чек, это не может являться основанием для продавца не принять товар обратно и не вернуть вам деньги. Такое правило четко прописано в законе о защите прав потребителей.

Если же продавец отказывает вам в удовлетворении ваших требований, то в связи с недостатком товара, то самым действенным способом будет ваше обращение в территориальное управление Роспотребнадзора.

Как можно вернуть в магазин качественный товар

Вы не можете вернуть качественный товар и потребовать возврата денег просто так. Это – общее правило.

Но при определенных условиях вы можете вернуть товар в магазин (продавцу), если он не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Но есть исключения. Вы не сможете вернуть некоторые качественные непродовольственные товары. К таким товарам, в частности, относятся предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, бельё, ювелирные изделия, мебельные гарнитуры, автомобили. Эти и некоторые другие товары вы не сможете вернуть продавцу (в магазин) по указанным основаниям. Более подробно ознакомиться с перечнем товаров, не подлежащих возврату, вы можете здесь.

Отдельно отметим, что качественные продовольственные товары вы не сможете вернуть ни при каких обстоятельствах. Поэтому ниже речь пойдет только о непродовольственных товарах.

Итак, качественный непродовольственный товар вы можете вернуть в магазин (продавцу) при одновременном выполнении следующих условий:

  • с момента приобретения товара прошло не более 14 дней, не считая дня покупки;
  • приобретенный вами товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, имеются пломбы, ярлыки. Кроме того, у вас имеется товарный или кассовый чек, или иные документы, подтверждающие оплату товара;
  • обмен приобретенного вами товара невозможен, т.к. на день вашего обращения к продавцу аналогичный товар в продаже у него отсутствует.

 

Полезно знать об одном важном обстоятельстве, связанном с возвратом товара в магазин (продавцу). Вы не сможете вернуть товар в случае, если у продавца имеется аналогичный товар на день вашего к нему обращения. Это связано с тем, что обмен качественного товара на аналогичный имеет установленный законом приоритет перед возвратом товара. Но если у продавца аналогичный товар отсутствует, то вы сможете вернуть товар продавцу (в магазин).

Для возврата товара и получения денежных средств вам надо обратиться с заявлением к продавцу (в магазин).

Бланк заявления можно взять в магазине (у продавца). Составьте два экземпляра заявления. Попросите лицо, принявшее у вас заявление, проставить на одном из экземпляров свою подпись с указанием ФИО и должности, а также дату принятия заявления и печать продавца (если печать имеется). Этот экземпляр заявления оставьте себе. Он может вам пригодиться в случае судебного спора в будущем.

К заявлению приложите копию документа, подтверждающего оплату товара (если имеется). Верните товар продавцу (в магазин) с оформлением соответствующих документов.

В случае отказа продавца дать вам бланк заявления, оформить ваше обращение документально, принять товар и вернуть деньги, вы можете составить заявление сами. В заявлении укажите:

  • свои ФИО, адрес, телефон;
  • наименование приобретенного товара;
  • причину его возврата (например, товар не подошел по размеру);
  • невозможность обменять товар на аналогичный в связи с его отсутствием;
  • требование возвратить уплаченные за товар денежные средства.

 

В этом случае направьте продавцу заявление и копию документа об оплате товара (при наличии) заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Если эти действия результата не принесут, то обратитесь в суд.

Вы вправе подать в суд исковое заявление о взыскании денежных средств, уплаченных за качественный товар, который не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Имейте в виду, что, будучи потребителем, вы имеете право не только на возврат товара, и получение за него уплаченной суммы, но и можете потребовать от продавца компенсации морального вреда.

Полезно знать также, что если суд удовлетворит ваши требования, то он взыщет с продавца штраф в размере 50 процентов присужденной вам суммы. Более того, в этом случае суд может полностью или частично взыскать с продавца (магазина) в вашу пользу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с производством по делу.

Несколько слов о возврате товара, купленного в условиях непредоставления вам продавцом надлежащей информации. Законом о защите прав потребителей установлено, что изготовитель, продавец обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Если же вам, как потребителю, продавец (изготовитель) не дал возможности незамедлительно получить при покупке информацию о товаре, то это дает вам право потребовать от продавца возврата уплаченной по нему суммы и возмещения других убытков.