Как произвести обмен товара ненадлежащего качества

Если вы после покупки товара обнаружили в нем недостатки, то это означает, что вам продали товар ненадлежащего качества. Вы имеете право на обмен такого товара на другой товар этой же марки или на аналогичный товар другой марки. Что нужно для обмена товара ненадлежащего качества? Как произвести такой обмен? Об этом вы узнаете из статьи.

Условия для обмена товара с недостатками

Порядок обмена: как обменять товар ненадлежащего качества

Что делать, если продавец не обменивает некачественный товар

Условия для обмена некачественного товара

Несколько вводных замечаний.

Первое. Сразу отметим, что с требованием о замене товара на другой вы можете обратиться не только к продавцу, но и к изготовителю или импортеру товара. Правда это относится только к случаям, когда вы хотите заменить товар на товар этой же марки. Далее по тексту мы везде используем термин «продавец».

Второе. Кроме того, обращаем внимание на то, что вы можете обратиться с требованием об обмене товара с ненадлежащим качеством и в случае, если вы приобрели данный товар у третьих лиц на законных основаниях.

Третье. Если товар, который вы хотите получить взамен некачественного товара, имеет другую цену, то замена должна производиться с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Теперь – об условиях обмена товара с ненадлежащим качеством.

Основным условием возможности обмена является срок предъявления претензии по недостаткам товара.

По общему правилу требовать обмена товара ненадлежащего качества можно в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара. Хотя для конкретных товаров двухгодичный срок может быть увеличен продавцом или законом.

Течение гарантийного срока начинается с момента передачи товара вам.

Есть одна особенность, о которой полезно знать. Если гарантийный срок товара менее двух лет и его недостатки обнаружены после истечения гарантийного срока, но в пределах двух лет, то обменять этот некачественный товар вы сможете, только в том случае, если докажете, что его недостатки возникли до его передачи вам или по причинам, возникшим до этого момента.

Для товаров, относящихся к технически сложным товарам, действуют свои правила обмена в случае, если товар оказался ненадлежащего качества.

Если вы купили технически сложный товар (автомобиль, холодильник, стиральную машину, смартфон, компьютер и т.п.), оказавшийся товаром ненадлежащего качества, то обменять его на аналогичный товар вы сможете лишь в течение 15 дней со дня передачи вам товара.

После 15 дней вы сможете произвести обмен товара ненадлежащего качества только в следующих случаях:

  • в случае обнаружения в товаре существенных недостатков;
  • в случае если продавец нарушил предусмотренные законом сроки устранения недостатков товара;
  • если неоднократные устранения различных недостатков товара привели к тому, что его невозможно использовать в совокупности более 30 дней в течение любого года гарантийного срока.

 

Порядок обмена: как обменять товар ненадлежащего качества

Для запуска процесса обмена некачественного товара вам надо составить и передать продавцу претензию о замене товара. С образцом претензии об обмене товара ненадлежащего качества вы можете ознакомиться здесь.

Составьте претензию в двух письменных экземплярах, указав в ней:

  • вашу фамилию, имя и отчество, адрес, номер телефона и другую контактную информацию;
  • наименование товара, дату и место его приобретения, способ оплаты;
  • обнаруженные недостатки товара, время и обстоятельства их обнаружения;
  • просьбу к продавцу о замене товара ненадлежащего качества на аналогичный новый товар.

 

К претензии приложите копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара. Но если таких документов у вас не осталось, то это не может быть основанием для продавца для отказа в замене товара с ненадлежащим качеством.

требование
скачать — Требование (претензия) о замене товара ненадлежащего качества на аналогичный товар надлежащего качества

На одном из экземпляров претензии (том экземпляре, который вы оставите себе) желательно поставить отметку о принятии, адресованной продавцу. Такую отметку может поставить лицо, принявшее претензию.

Если продавец отказывается принять претензию или вам отказывают в простановке отметки о принятии претензии, то направьте продавцу претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Это позволит иметь на руках доказательства того, что вы обращались к продавцу до обращения в суд.

Продавец после принятия у вас товара может провести проверку его качества. Вы вправе участвовать в такой проверке.

Не исключено, что проверка качества может потребовать проведение экспертизы. Вы также имеете право участвовать в такой экспертизе и оспорить её результаты в судебном порядке, если не будете с ними согласны.

Имейте также в виду, что экспертиза проводится исключительно за счет продавца. Однако если выяснится, что к недостаткам товара продавец (изготовитель, импортер) не имеет отношения, то вам придется возместить расходы на проведение экспертизы, расходы на транспортировку и расходы по хранению товара.

Срок, законодательно установленный для замены товара ненадлежащего качества, составляет семь дней со дня предъявления требования о замене. Но в случае необходимости дополнительной проверки качества обмениваемого товара у продавца имеется 20 дней со дня предъявления требования.

Однако у продавца будет один месяц на замену товара, если на момент получения вашего требования о замене некачественного товара аналогичный товар будет отсутствовать у продавца.

Обращаем внимание, что если для замены товара требуется более семи дней, то вы вправе требовать предоставления аналогичного товара длительного пользования на период замены. Но это правило не работает в случаях некоторых товаров длительного пользования, таких как автомобили, мебель, некоторые электробытовые приборы.

И еще один момент. Доставка вам крупногабаритного товара или товара весом более 5 кг должна осуществляться за счет продавца.

Что делать, если продавец не обменивает некачественный товар

Продавец может отказать в добровольном обмене товара ненадлежащего качества. В этом случае вы можете обратиться в суд с соответствующим иском.

Более подробную информацию о том, как подать судебный иск, вы сможете найти здесь.

При обращении с иском в суд об обмене некачественного товара вы можете кроме основных требований, связанных с обменом, заявить дополнительные требования. В частности, вы можете:

  • потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных вам вследствие продажи некачественного товара;
  • взыскать с продавца неустойку (пеню) за нарушение срока обмена товара в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.
  • потребовать от продавца компенсации морального вреда, возникшего в связи с продажей вам товара ненадлежащего качества (который вы и пытаетесь обменять).

 

При цене вашего иска менее 1 млн. рублей госпошлину за судебное рассмотрение дела вам платить не надо.

Если суд удовлетворит ваши денежные требования, то он дополнительно взыщет с продавца вашу пользу штраф в размере 50% присужденной вам суммы.

Также в случае удовлетворения вашего иска суд может полностью или частично взыскать с продавца понесенные вами судебные расходы (оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с производством по делу и т.п.).