Как объединить земельные участки в один участок

Процедура объединения земельных участков в один имеет ряд особенностей, связанных с категориями земель, видов их использования, правами собственности на участки. Каждая из этих особенностей влияет на условия объединения, так и на его результат. О том, как можно объединить несколько земельных участков в один, вы узнаете из статьи.

При каких условиях участки можно объединить

Если вы планируете объединить два или несколько земельных участков, то вам надо знать о следующем.

Во-первых, после объединения земельных участков образуется новый земельный участок с тем же целевым назначением и тем же разрешенным использованием, что и у исходных участков.

Во-вторых, исходные земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности на новый земельный участок.

В-третьих, при объединении земельных участков у собственников этих участков возникает право общей собственности на образуемый участок. Но если собственник был один, то только у него возникает право собственности на образуемый земельный участок.

В-четвертых, если исходные участки принадлежали нескольким собственникам, то образование нового участка осуществляется по соглашению между ними.

В-пятых, если один из объединяемых земельных участков обременен залогом, то право залога будет распространяться на весь образуемый участок, если иное не установлено соглашением собственников исходных участков.

В-шестых, вы должны знать, какие земельные участки могут быть объединены. Исходные участки должны иметь одну категорию земель и иметь одинаковый вид разрешенного использования. Поэтому, если объединяемые участки имеют разную категорию и (или) вид разрешенного использования, то их необходимо перевести в одну категорию и один вид разрешенного использования.

В-седьмых, объединение участков будет возможно, если они находятся в одной территориальной зоне и в одном населенном пункте.

В-восьмых, вы должны организовать межевание объединяемых земельных участков. Под межеванием подразумеваются работы по установлению границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Для проведения межевания нужно получить акт согласования границ участка с соседями, которые должны быть извещены о проведении такого согласования. При этом, если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, то количество актов согласования должно быть равным количеству таких участков.

В-девятых, для проведения межевания вам надо обратиться к кадастровому инженеру, который устанавливает границы нового образующегося земельного участка и составляет межевой план. Для этого вам надо заключить с кадастровым инженером договор на выполнение кадастровых работ.

В-десятых, итогом работы кадастрового инженера является составление межевого плана. План может быть составлен, как в бумажной, так и в электронной форме. План в электронной форме помещается в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав.

Документы для объединения участков

Итак, решение о том, что земельные участки могут быть объединены, принято. Межевой план кадастровым инженером составлен. Что дальше?

На следующем шаге вам надо подготовить документы для представления их в Росреестр, который осуществляет кадастровый учет и регистрацию права собственности на новый (объединенный) земельный участок.

Вам потребуются следующие документы:

  • заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации;
  • соглашение между собственниками об объединении участков;
  • правоустанавливающие документы на исходные земельные участки, если право на участки ранее не было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • межевой план. В случае помещения межевого плана в электронное хранилище в заявлении можно указать идентифицирующий номер межевого плана. В таком случае его представление в бумажном виде не потребуется.

 

За регистрацию права собственности на вновь образованный земельный участок необходимо уплатить госпошлину, величина которой составляет:

  • 350 рублей в отношении участка, предназначенного для ведения личного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также участка с равнозначным видом разрешенного использования либо участка из категории земель сельскохозяйственного назначения иных видов разрешенного использования;
  • 2 000 рублей — в иных случаях.

 

При подаче заявления и уплате госпошлины через порталы госуслуг, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7.

Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Но вы можете это сделать по собственной инициативе.

Регистрация объединенного участка

Объединенный участок ставится на кадастровый учет и в отношении него производится регистрация права собственности. Постановку на кадастровый учет и регистрацию прав собственности осуществляет Росреестр.

Вы можете подать заявление и документы в Росреестр:

  • лично или через вашего представителя непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме. В Москве и Московской области прием документов на государственную регистрацию осуществляется только через МФЦ, кроме приема по экстерриториальному принципу. Вам надо иметь паспорт, а вашему представителю – доверенность и свой паспорт;
  • по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронных документов через Интернет, в том числе через официальный сайт Росреестра. В этом случае вы можете оплатить госпошлину на основании полученной информации, содержащей необходимый для подтверждения факта оплаты за уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить.

 

Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно, в том числе, через МФЦ.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав составляет 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов Росреестром (если через МФЦ, то — 12 рабочих дней). Срок начинает течь со следующего рабочего дня после даты приема документов.

По истечении указанного срока Росреестр выдает вам выписку из ЕГРН в бумажной форме. Но выписка может быть направлена вам и в электронной форме.

Одновременно с регистрацией нового участка производится снятие с кадастрового учета и регистрация прекращения прав на исходные земельные участки.