Как налогоплательщик может создать личный кабинет

Большинство налогоплательщиков уже имеют личные кабинеты. Но многих еще интересует вопрос о том, как создать личный кабинет для налогоплательщика. Порядок создания кабинета регламентирован нормативными актами и не является сложным. Мы расскажем о том, как его создать.

Зачем нужен личный кабинет

Личный кабинет — это информационный ресурс, интернет-сервис, размещенный на официальном сайте ФНС России. Он создан в помощь налогоплательщику.

Личный кабинет позволяет налогоплательщику:

  • постоянно иметь актуальную информацию о своих налогах;
  • получать налоговые уведомления на уплату налогов;
  • пересылать в налоговые органы информацию и документы;
  • заполнять и пересылать в налоговый орган декларации по форме 3-НДФЛ;
  • обращаться в налоговую инспекцию с письмами, заявлениями и т.п.;
  • формировать платежные поручения, оплачивать налоги и налоговые задолженности.

 

Личный кабинет используется, в частности, для получения налогоплательщиком документов от налоговой инспекции, для передачи в налоговую документов, информации и сведений в электронной форме.

Порядок создания личного кабинета, получения налогоплательщиками доступа, а также порядок формирования и ведения кабинета определяется Федеральной налоговой службой РФ. Одним из основных документов, устанавливающих такой порядок, является Приказ ФНС России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика».

В упомянутом приказе даны подробно изложен не только сам порядок получения работы с личным кабинетом, но и даны перечни документов и сведений, размещаемых налоговыми органами в личном кабинете, а также перечни документов и сведений, передаваемых налогоплательщиком в налоговые органы через личный кабинет.

В следующих разделах статьи вы сможете более подробно ознакомиться с тем, как налогоплательщику создать личный кабинет, какие существуют способы создания и организации доступа к кабинету и правила его формирования.

Как получить доступ к личному кабинету

Для каждого гражданина с того момента, как он получает ИНН, появляется возможность создать и пользоваться личным кабинетом налогоплательщика. На Интернет-ресурсе ФНС РФ для каждого гражданина резервируется место под его будущий личный кабинет.

Как только налогоплательщик получает доступ к личному кабинету, он (кабинет) сразу «привязывается» к налогоплательщику. Все дальнейшее пользование личным кабинетом происходит после входа в него по логину и паролю.

Получить первоначальный доступ к личному кабинету (по сути, создать его) можно тремя способами. Рассмотрим их подробнее.

Первый способ – получение доступа с помощью логина и пароля, предоставленных налоговой инспекцией. Для этого надо обратиться лично с паспортом в любую налоговую, независимо от места постановки на учет. В инспекции надо заполнить заявление и передать его уполномоченному сотруднику. В заявлении надо указать способ получения Регистрационной карты. После этого налогоплательщику регистрационная карта выдается либо на руки в течение 15 минут после подачи заявления, либо отправляется не позднее 15 календарных дней на указанный налогоплательщиком электронный адрес.

После получения логина и первичного пароля налогоплательщик регистрируется в личном кабинете (таким способом он получает возможность создать кабинет налогоплательщика).

Активация логина и первичного пароля осуществляется в течение одного часа после регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика.

Сразу после активации логина и первичного пароля гражданин должен либо сменить первичный пароль, либо подтвердить его дальнейшее использование.

Возможны ситуации, когда в ходе регистрации в личном кабинете регистрация не производится (например, вследствие технического сбоя). В этом случае налоговая инспекция информирует об этом гражданина непосредственно при его посещении налогового органа либо через его представителя, либо по адресу электронной почты, указанному в заявлении на получение доступа.

заявление
скачать — Форму заявления на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика

Если это произошло, то налогоплательщик должен представить в налоговую заявление об уточнении сведений при получении доступа к личному кабинету.

Также возможны ситуации утраты пароля. В этом случае производится его восстановление следующими способами:

  • путем личного обращения в любую налоговую с заявлением и паспортом. Заявление заполняется прямо в инспекции;
  • электронным способом, с использованием данных, ранее указанных и сохраненных в опции «Разрешить восстановление пароля по адресу электронной почты» раздела «Профиль» личного кабинета налогоплательщика для следующих полей: «Номер телефона», «E-mail», «Контрольное слово». При этом в поле «E-mail» налогоплательщик должен указать адрес электронной почты.

 

Второй способ – получение доступа с помощью квалифицированной электронной подписи. Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи выдается специальным Удостоверяющим центром при Минкомсвязи России. Этот сертификат может храниться на любом электронном носителе: жестком диске, USB-ключе или смарт-карте.

Третий способ — получение доступа с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) – специальных реквизитов доступа, используемых для авторизации на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Чтобы воспользоваться этим способом налогоплательщик заранее должен лично обратиться в одно из мест присутствия операторов ЕСИА.

Как создается (формируется) личный кабинет

Собственно, создание (формирование) личного кабинета гражданина-налогоплательщика производится силами Федеральной налоговой службы России в течение трех рабочих дней со дня регистрации налогоплательщика в его личном кабинете.

Все имеющиеся у налоговых органов документы, сведения и информация о гражданине-налогоплательщике размещаются в его личном кабинете вне зависимости от того, в какую налоговую было подано заявление на получение доступа к кабинету.

Благодаря этому, гражданин, получивший доступ к созданному им личному кабинету налогоплательщика, получает от налоговой инспекции в электронной форме через кабинет документы, сведения и информацию об объектах налогообложения, об уплате налогов и другую информацию.

Гражданин после создания и получения доступа к личному кабинету может бесплатно сформировать в своем кабинете налогоплательщика усиленную неквалифицированную электронную подпись. Более того, он может выбрать один из способов ее хранения: «ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя» либо «ключ электронной подписи хранится в защищенном хранилище ФНС России».

Обращаем внимание на то, что усиленная неквалифицированная электронная подпись, созданная через личный кабинет, действительна только в рамках взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами через его личный кабинет.

В чем заключается смысл электронной подписи? Электронная подпись позволяет признавать подписанные ею документы и сведения, направленные налогоплательщиком в налоговую в электронной форме, равнозначными документам и сведениям на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика.

Созданный личный кабинет позволяет также налогоплательщику получать от налоговой инспекции документы и сведения на бумажном носителе. Для этого гражданин должен направить в любую налоговую по своему выбору уведомление о необходимости получения документов и сведений на бумажном носителе. Через 3 рабочих дня налоговая инспекция отправляет налогоплательщику документы на бумажном носителе.

Полезно знать, что документы и сведения в личном кабинете налогоплательщика актуализируются ежедневно не реже одного раза в день.

Еще два полезных момента, связанных с датами. Датой отправки документов и сведений налогоплательщику через его личный кабинет считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки.

Датой получения документов и сведений налогоплательщиком считается день, следующий за днем размещения документов и сведений в личном кабинете.