Как можно приватизировать квартиру

Квартиры, находящиеся в домах государственного или муниципального жилищного фонда, граждане могут приватизировать, то есть могут получать в собственность квартиры, которые они занимают. Данное право установлено законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В статье сделана попытка дать описание приватизации квартиры (что-то типа пошаговой инструкции) актуальное для 2019 года на примере города Москвы.

Подготовка документов для приватизации

Подготовка необходимых документов является первым и наиболее ответственным шагом для запуска процесса приватизации. Сразу отметим, что на федеральном уровне перечень документов для приватизации квартиры не установлен. Такие перечни устанавливаются законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

В частности, для приватизации квартиры в городе Москве перечень документов установлен в Административном регламенте, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП (в ред. от 01.03.2019). В соответствии с указанным документом для оформления приватизации квартиры в г. Москве понадобятся:

  • запрос (заявление) на предоставление государственной услуги по приватизации;
  • паспорта или другие документы, удостоверяющие личности заявителя и всех членов его семьи, а также лиц, зарегистрированных в приватизируемой квартире, и лиц, имеющих право пользования этой квартирой на условиях социального найма;
  • свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка. Документ представляется для членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемой квартире, лиц, имеющих право пользования данной квартирой на условиях социального найма, не достигших 14-летнего возраста;
  • документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (если есть представитель), и документ, подтверждающий его полномочия по представлению документов для подписания договора передачи, подписанию и получению указанного договора. В зависимости от категории представляемого это может быть нотариальная доверенность, решение органа опеки, попечительства и патронажа и т.п.;
  • заверенная судом копия вступившего в законную силу решения о признании недееспособным или ограниченно дееспособным заявителя, членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемой квартире, а также лиц, имеющих право пользования данной квартирой на условиях социального найма (если таковые имеются);
  • согласие органа опеки и попечительства на передачу квартиры в собственность недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина, а также детей, оставшихся без попечения родителей;
  • договор социального найма на приватизируемую квартиру — экземпляр заявителя (если имеется);
  • ордер/выписка из распоряжения органа исполнительной власти (при наличии у заявителя). Если ордер утерян, то — копия распоряжения органа исполнительной власти, выданная органами, уполномоченными на предоставление сведений архивного фонда РФ, на приватизируемую квартиру. В Москве копию распоряжения органа исполнительной власти на бумажном носителе можно получить бесплатно в любом МФЦ;
  • документ, подтверждающий наличие гражданства РФ, — для лиц, не достигших 14-летнего возраста (только для случаев, если родители не являются гражданами РФ и не зарегистрированы в приватизируемой квартире);
  • выписка из домовой книги за период с 21.07.1991 до прибытия на данное место жительства либо аналогичный документ, ее заменяющий;
  • документ уполномоченного органа, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства, а также документ, подтверждающий полномочия данного органа по выдаче указанного документа;
  • выписка из личного дела (справка) с указанием периода прохождения службы, состава семьи и отражением регистрации при воинской части по периодам службы (для офицеров, в том числе уволенных в запас, и членов их семей; граждан, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей; граждан, которым было предоставлено в пользование служебное жилое помещение при воинской части на период контракта, и членов их семей);
  • справка об освобождении гражданина, участвующего в приватизации квартиры, и ее копия;
  • заверенная судом копия вступившего в законную силу приговора, а также документ, подтверждающий отбывание наказания гражданами, осужденными к лишению свободы или к принудительным работам;
  • заверенная судом копия вступившего в законную силу решения о наличии или отсутствии (лишении) прав на квартиру;
  • письменное согласие на приватизацию занимаемой квартиры или письменный отказ от приватизации. Указанные документы оформляются по формам, утверждаемым правовым актом Департамента городского имущества города Москвы, нотариально удостоверяются либо подписываются при личном обращении в МФЦ в присутствии работника МФЦ.

Передача документов в орган приватизации

На следующем шаге подготовленные документы надо представить в Департамент городского имущества города Москвы, который является уполномоченным органом по приватизации гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы.

Подать документы на приватизацию квартиры можно лично, обратившись в любой московский МФЦ.

Документы можно также направить в электронной форме через Интернет. Но осуществить приватизацию в такой электронной форме можно только для одиноко проживающих заявителей или заявителей в составе семьи, если в составе семьи имеются только совершеннолетние граждане, которые с 21.07.1991 либо с рождения проживают на законных основаниях в г. Москве, в составе семьи нет совершеннолетних недееспособных граждан, а также сирот.

При использовании электронной формы подачи документов запрос (заявление) подается путем заполнения интерактивной формы запроса с указанием реквизитов документов, удостоверяющих личность заявителя. Остальные документы можно либо приложить к запросу в форме скан-копий документов, либо представить лично в МФЦ в течение пяти рабочих дней со дня подачи запроса. Представители заявителей не могут подавать запрос и документы в электронной форме.

Заключение договора передачи в собственность приватизированной квартиры

В соответствии с законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации квартиры должно приниматься по заявлениям гражданина в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Для Москвы указанный срок составляет 46 рабочих дней. В течение этого срока Департамент городского имущества города Москвы либо оформляет договор передачи с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизируемую квартиру по установленной форме, либо выпускает решение об отказе в приватизации.

Заключение договора о приватизации является одним из ключевых шагов. Данная процедура должна выполняться по определенным правилам.

В договор передачи квартиры в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования этой квартирой и проживающие совместно с лицами, которым эта квартира передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования этой квартирой.

При подписании договора о приватизации должны присутствовать включенные в договор лица, достигшие 14-летнего возраста, и/или их законные представители, а также совершеннолетние лица, имеющие право на приватизацию данной квартиры и добровольно отказавшиеся от этого. При невозможности присутствия лиц, имеющих право на приватизацию данной квартиры и добровольно отказавшихся от этого, должно быть представлено согласие от них на приватизацию, заверенное нотариально.

Если запрос на предоставление государственной услуги был подан в электронной форме через Интернет, то в момент подписания договора передачи квартиры в собственность сотруднику МФЦ необходимо представить договор социального найма на приватизируемую квартиру, ордер/выписку из распоряжения органа исполнительной власти, а также нотариально удостоверенное письменное согласие на приватизацию или письменный отказ от приватизации. Если нотариально заверенные документы представить невозможно, то их надо подписать лично в присутствии сотрудника МФЦ.

Получение документов после приватизации

Процесс приватизации завершается выдачей заявителю договора передачи квартиры с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по форме, утвержденной правовым актом Департамента.

Договор передачи квартиры в собственность:

  • выдается в МФЦ лично заявителю либо его представителю в форме документа на бумажном носителе;
  • направляется заявителю Департаментом городского имущества города Москвы в форме документа на бумажном носителе почтовым отправлением;
  • направляется Департаментом в форме электронного документа, подписанного в установленном порядке уполномоченным должностным лицом Департамента с использованием электронной подписи, в «личный кабинет» заявителя на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.

Заключение договора передачи квартиры в собственность осуществляется бесплатно.

После получения договора надо получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (Росреестра). В указанном реестре отражается факт государственного кадастрового учета, государственной регистрации возникновения прав на приватизированную квартиру.

За регистрацию права собственности в Росреестре необходимо уплатить госпошлину в размере 2 000 рублей.

Если квартира в результате приватизации приобретается в долевую собственность, то госпошлину уплачивает каждый сособственник в размере 2 000 рублей, умноженных на размер его доли в праве собственности.

При обращении с заявлением и уплатой госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7.