Где и как оформить куплю-продажу земельного участка

Сделка с земельным участком оформляется договором купли-продажи. После подписания договора продавец и покупатель регистрируют переход прав на участок в отделении Росреестра. Более подробную информацию о том, как оформить куплю-продажу земли, и где можно зарегистрировать права на участок, вы узнаете из статьи.

Общий порядок оформления сделки купли-продажи земли

Процесс оформления сделки купли-продажи земельного участка включает несколько этапов. В связи с этим общий порядок – примерно следующий.

Первое, что надо сделать, это получить подтверждение от продавца участка в том, что участок, который он продает, находится в его собственности. Для этого надо ознакомиться:

  • со свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок (такие свидетельства выдавались до 15 июля 2016 года), либо с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) (они начали выдаваться после 01 января 2017 года, а в интервале от 16 июля 2016 по 31 декабря 2016 выдавались выписки из Единого государственного реестра прав — ЕГРП);
  • с документом, подтверждающим основания приобретения продавцом земельного участка в собственность (таким документом может быть завещание, договор купли-продажи, мены, дарения, и т.п.).

 

На следующем этапе происходит подготовка, оформление и подписание договора купли-продажи земельного участка.

После подписания договора сторонами сделки переход права собственности на участок должен быть зарегистрирован в Росреестре. Для этого в Росреестр передается заявление и прилагаемые к нему документы. Информацию о порядке и особенностях обращения в Росреестр можно найти ниже.

На последнем этапе надо получить в Росреестре выписку о переходе прав на объект недвижимости.

Ниже мы расскажем более подробно о том, как именно и где можно оформить сделку по купле-продаже земельного участка.

Заключение договора

Текст договора можно составить самостоятельно либо прибегнуть к помощи юридической фирмы.

Существенными условиями договора купли-продажи недвижимости (в том числе договора купли-продажи земельного участка) являются предмет договора и цена земельного участка. Без наличия этих условий договор не будет считаться заключенным.

К сведениям, составляющим предмет договора, относятся:

  • точный адрес участка;
  • площадь участка;
  • кадастровый номер участка;
  • категория земли, к которой относится земельный участок;
  • вид разрешенного использования участка.

 

Эти сведения должны быть отражены в договоре.

Кроме указанных сведений рекомендуется также в предмет договора включить информацию о правоустанавливающих документах продавца, а также о дате и номере государственной регистрации права собственности продавца в ЕГРН.

Теперь о цене. В договор надо включить цену земельного участка. Это – существенное условие. Без него – никуда. Все, что связано с расчетами и порядком их осуществления, включается в договор по согласованию между продавцом и покупателем. Обращаем внимание, что стороны договора могут сами выбрать порядок и сроки денежных расчетов. Например, стороны могут договориться, что оплата производится после регистрации перехода прав на участок. Или – наоборот, до проведения регистрации.

Передача участка покупателю может осуществляться по акту приема-передачи, если стороны решат, что такой акт надо составлять и подписывать. Тогда условие об этом включается в договор. Но стороны могут договориться, что акт не составляется, а его роль выполняет сам договор. Тогда условие об этом надо также включить в договор.

В соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ договор должен быть заключен в письменной форме и подписан продавцом и покупателем. В противном случае договор будет считаться недействительным.

Обращаем внимание на то, что договор купли-продажи земельного участка изготавливается и подписывается в трех экземплярах. Третий экземпляр предназначен для предоставления в Росреестр.

Перед подписанием договора желательно еще раз дополнительно получить выписку, содержащую сведения ЕГРН, чтобы убедиться, что продавец действительно является собственником участка.

По общему правилу нотариальное удостоверение договора не требуется. Однако есть исключения для некоторых видов сделок (когда договор нужно нотариально удостоверять), к которым относятся:

  • сделки по отчуждению земельного участка, принадлежащего несовершеннолетнему или ограниченно дееспособному гражданину;
  • сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на земельный участок, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.

 

Регистрация перехода права собственности

Как только договор сторонами подписан, продавец и покупатель могут обращаться в Росреестр для регистрации прав. Покупатель регистрирует права на себя, а продавец регистрирует снятие с себя прав.

В Росреестр должны быть представлены следующие документы:

  • заявление на регистрацию перехода права собственности и регистрацию права собственности за покупателем (заявление лучше заполнять прямо в отделении Росреестра перед подачей документов);
  • договор купли-продажи земельного участка в трех экземплярах;
  • паспорта продавца и покупателя. При подаче документы представителем он должен предъявить нотариальную доверенность;
  • нотариально заверенное согласие супруга (супруги) продавца на продажу участка (если земельный участок приобретался в период брака);
  • документы, подтверждающие право собственности продавца на участок (например, свидетельство о государственной регистрации, выданное до 15 июля 2016 года, договор купли-продажи, дарения и т.п.);
  • акт приема-передачи земельного участка (если оформлялся).

 

За регистрацию права собственности и перехода права на земельный участок предусмотрена госпошлина, величина которой составляет:

  • 350 рублей в отношении участка, предназначенного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства и т.п.;
  • 2 000 рублей — в иных случаях.

 

При подаче заявления и уплаты госпошлины через порталы госуслуг госпошлина рассчитывается с учетом коэффициента 0,7.

Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно в том числе через МФЦ.

Заявление и необходимые документы можно представить в Росреестр одним из следующих способов:

  • непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (которые оказывают такую услугу) либо через уполномоченное лицо Росреестра при выездном приеме. В Москве и Московской области прием документов на госрегистрацию осуществляется только через МФЦ, кроме приема по экстерриториальному принципу;
  • по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (в этом случае подлинность подписи на заявлении должна быть заверена нотариально, договор купли-продажи и доверенность представителя нотариально удостоверены, а также должны быть приложены копии паспортов покупателя и продавца);
  • в электронном виде через официальный сайта Росреестра.

 

Росреестр должен произвести регистрацию в течение семи рабочих дней с даты подачи заявления и документов. Если документы подаются через МФЦ, то на регистрацию отводится девять рабочих дней с даты приема заявления.

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости ЕГРН.